Развитие памяти, неочевидные мысли и факты
Всем привет, дорогие друзья! В этой статье мы поговорим о улучшении памяти, но эта будет не совсем стандартная статья, хотя вы без труда сможете сделать несколько выводов и, возможно, собственных уникальных упражнений по тренировке памяти, которые будут эффективны, эффективны именно для вас и не похожи на остальные. В сети достаточно информации, поэтому в данной статье я лишь укажу на те моменты, которые, лично на мой взгляд часто упускаются, при этом не редко теряется целостный подход.
Память человека – это не просто воспоминания, это в том числе основа личности, личная база данных, набор качеств и свойств, характеризующих именно того или иного человека. Помимо ценимой нами информации о чем либо, в памяти находится информация о всех индивидуальных качествах конкретного человека. Часто, мы забываем об этом. Мы хотим только натренировать свою память для хранения определенных объемов «ценной» информации, но забываем, что в ней хранится вообще все, что мы когда либо видели, слышали, ощущали.
Рассмотрим тренировку памяти на примере тренировки физического тела
Представьте, на пару минут, что вместо памяти некий парень, хочет увеличить объем «бицухи», и, девушку, которая хочет увеличить объем «попы». Придя в спортзал они прилежно делают упражнения, но чтобы получить максимальный эффект, практически все упражнения касаются только тех частей тела, которые их интересуют. Думаю, что многие, в том числе не обладающие опытом в этом деле отметят, что сначала необходимо сделать разминку. А проходящий мимо тренер добавит, что разминка должна быть достаточная, занимать довольно продолжительное время. Мало того, к хорошей разминке неплохо добавить пару легкоатлетичесих упражнений, например, бег, плавание, а в первые несколько месяцев про «бицуху» и «попу» вообще забыть. Сначала стоит заняться общеукрепляющими упражнениями. Делать базовые упражнения для всего организма и лишь потом переходить к более конкретным силовым упражнениям для интересуемых частей тела. Мало того, тренер обратит внимание на режим не только тренировок, но и общий режим дня, рацион питания, стрессы и тд. Именно так будет правильно в долгосрочной перспективе. Этим будет отличатся тренер за 1000 рубелей в месяц от тренера за 10000 рублей и больше. И на такой подход есть причины: во время разминки и бега происходит активный обмен веществ – не нужные и застоявшиеся вещества уходят из тела, кислород и другие питательные вещества приходят, тренируются легкие, сердце. Общеукрепляющие базовые упражнения нужны для пропорциональной нагрузки на весь организм, который состоит не только из мышечных волокон, но и других не менее важных органов, без которых невозможно добиться результата. Это значительно повышает эффективность упражнений, на которые остается лишь половина времени. Спустя пару месяцев тренер позволит переходить к активным силовым упражнениям, непосредственно влияющим на желаемое. Предложит несколько вариантов упражнений, которые необходимо чередовать, но не забывать про разминку и базовые упражнения. Думаю, вы догадались к чему я клоню.
1) Трудно развивать память без целостного подхода. В жизни, мы постоянно пользуемся памятью. Но, в виду наших индивидуальных особенностей мы используем лишь определенные способы взаимодействия с ней. У нас 6 органов чувств, эмоции, мысли, которые так же используются, но мы не стремимся запоминать эту информацию. Но, пока остановимся на 6 органах чувств. Как правило, мы хотим иметь отличную зрительную и слуховую память. Прошу простить за пример, но, пусть это будут те части тела из примера выше – «бицуха» и «попа». Очевидно, что таким образом, мы игнорируем другие органы чувств. Игнорируем в целом наше состояние здоровья, здоровье внутренних органов. А развитие долно быть пропорциональным. Без дыхалки и тренированного сердца не будет хорошего результата при накачке мышц. Поэтому необходимо обратить внимание на тренировку памяти слабозадействованных органов. Это один из ключевых моментов. Поэтому в качестве общеукрепляющих упражнений для мозга не плохо подойдут упражнения с тренировкой памяти вкусовых, обонятельных, осязательных чувств и чувства равновесия. Но, как же их тренировать находясь там где я живу? – спросите вы. Во первых, это значит вести здоровый и активный образ жизни, в котором у вас будет достаточно нагрузки на все органы чувств. Во-вторых, нашему мозгу до лампочки происходит ли то, что вы ощущаете на самом деле или только воображаете. В обоих случаях он будет реагировать одинаково. Поэтому, достаточно это понимать и не закрывать данные возможности, пользоваться полным объемом информации, а может быть вы пойдете дальше? Важно понимать то,
2) Что память развивается, не просто во время записи информации, пусть даже из различных источников, а преимущественно во время извлечения. Отсюда следует, что для тренировки, необходимо доставать информацию. Конечно, именно, из различных мест, от различных органов чувств. Это будет картина в целом, максимально приближенная к той, которая была в действительности. Отсюда мы плавно переходим к следующему пункту.
3) Представим, что мысли и чувства, это служебная информация, которая неизбезно присутствует в том числе, даже когда вы пытаетесь выучить доклад и ни на что не отвлекаетесь. Эта служебная информация сопровождает и может являться ключом доступа, быстрой дорожкой к извлечению запоминаемого. Поэтому, не стоит пренебрегать этим. В различных статьях, что я нашел погуглив немного перед написанием этой статьи, авторы рекомендуют использовать эту служебную информацию. Добавлять эмоции, различные фантастические образы, которые легко запоминаются и имеют некую связь с объектом запоминания. Либо, предлагается особо не париться и просто напрямую использовать эту служебную информацию, например, ходить по уже известной (своей) комнате/ квартире и находить взаимосвязи запоминаемого текста доклада с находящимися предметами и вещами. А затем, воспроизводя из памяти и дергая за красную ниточку, мысленно перемещаться среди хорошо известных предметов, вспоминая по взаимосвязям текст. Хотя, такой подход, возможно, хорошо работает, но, вероятно, лучше не затевать перестановки до высутпления с докладом =) Возможно, в качестве служебной информции, на замену этому методу подойдет смешная или нелепая мини сказка или история, с полным набором чувств, к смыслу которой будут привязываться ключевые события доклада.
Отсюда следует несколько простых, но не стандартных правил:
- Используйте все органы чувств;
- Стремитесь извлекать комлексную информацию из событий, текста и тд, а не только сухие факты;
- Делайте это равномерно, развивайте память всех органов чувств.
А теперь, вспомните примеры из своей жизни, когда вы получали информацию буквально из воздуха. Например, вспоминали о человеке, буквально за пару секунд до его появления. Чувствовали приближение события, которое случалось спустя некоторое время, но, вы были чувствовали, знали заранее, что это произойдет. В научном мире множество необъяснимых примеров. Самые распространенные – передача информации на расстоянии среди обезьян, о том, как чистить бананы; гораздо более быстрое заучивание стихов на реальном языке, который человек не знает и более трудное заучивание набора букв в стиле того же языка. В этих примерах испытуемые, как будто подключались к информационной базе и общий опыт, информация обязьян и других людей способствовали скорейшей передачи информации и запоминанию. Это говорит о том, что помимо нашей личной памяти существует и невидимая, общая коллективная память, некая база данных. И, даже не у подготовленных людей и не только людей процесс осмысления и запоминания идет быстрее. Вопрос состоит лишь в том, на сколько хорошо и быстро мы сможем подключаться и брать эту информацию. В книгах Владимира Мегре, главная героиня «Анастасия» не стремилась запоминать информацию, но она свободно «доставала» необходимое. Хотя, при этом она обладала достаточной чистотой, которая позволяла ей это делать. Но, все начинается с малого. А малое, обыденное заполняет нашу жизнь на 99%. Мысли и чувства – главные инструменты на этом пути. Контролируя их, мы осознано изменяем привычку мыслить и чувствовать. Но, это уже инструмент долгосрочного развития своей памяти и доступа к памяти всего остального. Вообще, я хотел сказать лишь о том, что стрессы сильно влияют на нашу память =) Об этом часто забывают, но, стрессовать или нет – наш выбор. Там где для одного человека стресс, для другого человека пустяк или еще что получше. Стресс – это аномалия, которая перетягивает внимание на себя и может даже мешать получению информации в прошлом. Поэтому, гипнотизеры во время сеансов идут от обратного, от сопровождающей информации: какие звуки слышал человек, какие ощущал запахи, какая сила тяжести давила на его тело в определенный забытый момент, и, постепенно переходят к чувствам, а затем и к самой забытой информации. Но нас в контексте статьи, интересует лишь то, что внутреннее состояние должно не выходить за рамки хорошего самочувствия. В этом отлично помогут йога, медитация, молитвы и даже те самые физически упражнения.
Да, чуть не забыл. На самом деле информация не хранится в нашем мозгу, во всяком случае та, которой мы хотим оперировать. В мозгу и теле хранится лишь самая примитивная часть, касающаяся рефлексов, информации о теле. Само тело и мозг – лишь проводники к центральному блоку памяти человека – душе. А та, в свою очередь связана со всем миром. Так считают в том числе и современые ученые и не только психологи, но и многие физиологи. Пользуясь мозгом текущего тела, многие люди вспоминают свои прошлые жизни, когда у них были другие тела. Мало того, люди, животные (например, обезьяны из примера выше) и все живое не могло бы пользоваться чужой памятью, если бы памятью обладали только «мозги». Памятью обладают растения, которые запоминают и реагируют на известных им людей. Чем больше человек обостряет свои чувства, утончает их, тем больше ощущает, что все живое до одноклеточных обладает не только памятью, но и своими чувствами. Поэтому развитие и улучшение памяти это результат процесса контроля над собой, развития личности, своего мироосознания, мироощущения и слития с миром с доступом к неограниченным объемам информации. В определенной мере память нужна, по сути, для того чтобы научиться чему-то лишь на конкретном текущем этапе. Далее память переходит в осмысление процессов, приводящих к этой информации. Память нужна для развития, и, чем больше человек заинтересован в этом, тем более естественным образом будет тренироваться память. После запоминания букв ребенок учится читать, затем он не обращает внимания на сами буквы и видит образы. Вместо запоминания теоремы студент осознает и понимает способы ее вывода. Забыв теорему, он всегда ее может вывести. Или подобно тому, как человек может забыть примеры таблицы умножения, но понимая ее суть, быстро досчитать в уме, в том числе более сложные двухзначные или трехзначные примеры, которые он никогда не стремился запоминать.